ЧПУ для сайта: правила создания, примеры и «работа над ошибками»
Понятие привлекательных для посетителей адресов веб-страниц появилось достаточно давно. Тем не менее, до сих пор не все сеошники или владельцы сайтов уделяют этому аспекту продвижения достаточное внимание. В статье мы постараемся выделить принципы грамотной структуры ЧПУ и рассмотреть возможные трудности при составлении дружественных URL.
Что такое ЧПУ?
Сочетание букв «ЧПУ» – не что иное, как «человекопонятные урлы», то есть адреса страниц, понятные и привлекательные для пользователей. В английском SEO ЧПУ можно трактовать как Search Engine Friendly URLs. Как вы уже заметили, за рубежом гораздо важнее – сделать адрес предпочтительным для поисковых систем, в то время как на русскоязычных ресурсах большее внимание уделяется юзабилити. Тем не менее, ЧПУ-адреса всегда выгодно выделяются на фоне остальных. Использовать их можно и даже нужно, но делать это – грамотно и с умом.
Рассмотрим ЧПУ на простых примерах. Вот так выглядели первоначальные версии URL:
www.yoursite.ru/database.php?id=23
www.yoursite.net/viewpage.php?page_id=23
А вот так будут выглядеть их новые ЧПУ-адреса:
www.yoursite.ru/biology/
www.yoursite.ru/contact/
Очевидно, что окончательные варианты – гораздо удобнее. Но существуют ли какие-либо дополнительные преимущества ЧПУ, помимо эстетичности?
Зачем еще нужны ЧПУ?
- В такой «понятный» адрес можно добавить ключевики. И если на сайте-доноре появится ссылка на страницу вашего проекта, они будут входить в анкор. Кроме того, ключевики в адресе будут выделяться в выдаче поисковой системы – вы повысите кликабельность сниппета.
- Дружественные адреса гораздо легче продиктовать.
- Даже если пользователь еще не перешел на страницу, по ЧПУ-адресу он догадается о примерном ее содержании. Это очень важно для быстрой и удобной навигации по сайту.
- Благодаря ЧПУ можно существенно снизить вероятность дублей на веб-ресурсе.
- При использовании веб-аналитики проявляется еще один бонус: ЧПУ-урлы исследуются гораздо быстрее.
Правильная структура ЧПУ и другие профессиональные хитрости
Структура ЧПУ-адресов зависит от типа вашего ресурса. Для примера рассмотрим пару шаблонов.
Шаблон №1: /pagename/
Возможный ЧПУ: /contact/
Тип ресурса: любой
Как вы могли догадаться, такой шаблон ЧПУ подойдет для любой статической страницы – например, для раздела «Условия оплаты и доставки». Также можно использовать шаблон для наименования разделов виртуального магазина.
Шаблон №2: category/subcategory/title
Пример: computer/dell/dell-venue-7
Тип ресурса: интернет-магазин, блог, новостной сайт
Во втором шаблоне можно проследить навигационную цепь – от общих категорий к частным объектам. Подобно «хлебным крошкам» такая структура ЧПУ оптимизирует навигацию по интернет-магазину или блогу и помогает мастеру закреплять URL за конкретными товарными позициями.
Как сделать ЧПУ на сайте?
Придумывая ЧПУ для собственного ресурса, обратите внимание на следующие факторы:
- Тип шрифта
Создание ЧПУ предполагает использование и кириллицы, и латиницы – зависит от ваших вкусов. Главное, не применять в одном URL и то, и другое: пользователю придется переключаться из одного языка на другой.
- Длина ЧПУ
Чем короче адреса, тем лучше. Они и запоминаются легче, и обрезать их не придется (если вы вдруг захотите вставить их в ссылку в социальных сетях). Идеальная длина ЧПУ – 40-90 символов.
- Использование дефисов, пробелов и подчеркиваний
Здесь все просто: пробелы лучше не включать в URL в принципе. Особой разницы между тире и подчеркиваниями нет, однако тире считается более удачным вариантом. Его пользователь может набрать быстрее, ведь для подчеркивания придется еще и нажать Shift.
И последний совет: постарайтесь перейти на новые версии CMS. Только в этом случае вы сможете разместить на своем сайте красивые и удобные для запоминания ЧПУ!